Возникновение нового мебельного стиля Рентгена и его вдохновение екатерининской Россией (III)

Дата добавления: 15.02.2011 · Просмотров: [2157]

Сочетание природной красоты дерева с бронзойВозникновение нового стиля Рентгена могло быть связано с тем представлением, которое сложилось у мастера о русской архитектуре и об увлеченности ею Екатерины II. Единственное документально подтвержденное произведение из мебельного транспорта 1784 г. - это так называемое бюро с Аполлоном, стяжавшее громкую славу у современников, а также напольные часы на колоннах - убедительные тому свидетельства. Эти вещи несут в себе все признаки так называемого "архитектурного" направления, которое можно выделить как один из трех основных вариантов нового стиля Рентгена. Его отличает подчеркнутая монументальность, крупномасштабность, широкое применение элементов архитектуры в конструкции и декоре мебели (колонны, арки, антаблементы, балюстрады и т.п.). В таких произведениях мы имеем дело, как правило, с особо богатыми и сложными вещами. Известно их немного и почти исключительно в русских поставках.

Главное, что отличает второй вариант рентгеновского стиля 1780-х гг., - это круглые ножки, восходящие к французским прототипам. Образцы этого варианта обычно скромны и непритязательны. В Эрмитаже хранится три экземпляра этого типа. Судя по их малочисленности в общем объеме нейвидской продукции, мастер неохотно возвращался к такому решению.


Следующий же вариант, напротив, стал едва ли не самым распространенным в продукции второго периода творчества Рентгена. Его можно рассматривать как дальнейшее развитие использованных уже в начале 1780-х гг. форм, которые в совокупности с элементами архитектурного стиля дали особенно удачный сплав. Именно эти формы, благодаря счастливому сочетанию природной красоты дерева с бронзой и благородным пропорциям силуэта, определяют, главным образом, и наше представление о "рентгеновском" классицизме. Умеренность, ясность, изящество - вот его главные качества. В работах этого вида окончательно выкристаллизовываются детали и приемы, которые отныне становятся отличительными признаками произведений Рентгена. Это узкая царга, квадратные, сужающиеся к низу ножки с характерным окончанием в виде кубика и желудя, рифленые бронзовые вставки на них, ручки в виде перевитых платков, рамки жемчужника на филенках, выложенные латунью каннелюры, бронзовые розетки.


Что касается типов мебели, привезенной в 1784 г., то, за исключением бюро с Аполлоном, это были образцы нейвидской продукции: столы всех видов - от письменных, многосложных столов-пюпитров, туалетных и рисовальных до более простых - ломберных, всевозможных форм маленьких столиков; затем комоды, чембало, крутящиеся кресла, напольные часы.


Успешное начало дел в Петербурге обеспечило Рентгену новые заказы не только от Екатерины II, но, очевидно, и от ее приближенных. Еще четыре раза - в 1786, 1787, 1789 и 1790 гг. - мастер приезжал в русскую столицу. Будучи теперь хорошо осведомлен о состоянии мебельного дела в Петербурге, следующие транспорты мебели Рентген комплектовал, несомненно, с учетом более широкого круга покупателей. На долю императрицы приходились самые крупные по объему и самые ответственные и сложные заказы, с которыми были связаны четыре из пяти известных приездов Рентгена.


Так, в 1786 году мастер доставил Екатерине II крупную партию мебели на сумму 72704 рубля, предназначавшуюся для дворца в Пелле. Дворец, однако, не был достроен, и 43 предмета из 150 привезенных поместили в Эрмитаж. Среди них такие уникальные со специально изобретенными бронзовыми украшениями вещи, как туевый письменный стол-пюпитр, амбоиновое бюро с курантами и бюро с медальоном Платона.


Вторая петербургская поставка, как ни одна другая, позволяет судить как о масштабах мебельных закупок русской императрицы у Рентгена, так и о колоссальном диапазоне его продукции. Причем характерно, что спектр изделий расширялся не столько путем добавления новых названий к списку 1784 года (хотя и их было немало), сколько бесконечным варьированием нескольких исходных типов. Поражает талантливость и неистощимая изобретательность, с какой Рентген преобразовывал одну и ту же основу, меняя лишь "наряд", размеры и пропорции вещи. При этом все рентгеновские изделия - самые простые и самые богатые и изощренные - неизменно отличала безукоризненность технического исполнения.


Мебель Давида Рентгена в Эрмитаже,

Сопроводительный каталог выставки,

Ленинград, 1980 г.


Читайте также:


Все публикации

Из истории мебели

Вот уже более 8 лет мы занимаемся подбором лучших образцов мебели различных стилей и эпох, выставляем их в нашей коллекции для вашего эстетического удовольствия. Хорошо видно как взгляды людей на искусство создания образцов интерьера менялись сквозь годы и десятилетия. Вслед за филигранной техникой приходила машинная обработка, новые синтетические материалы, но тепло дерева и его сочетание с мастерством человеческих рук дали миру лучшие образцы мебели.

Новые поступления

  • Гардеробные на заказ
    Любые гардеробные на заказ в Санкт-Петербурге. маленькие и большие, от бюджетных до эксклюзивных.деревян ные или металлические сетчатые.большой выб...
  • Двери купе HOLZ
    Двери купе из профиля HOLZ. ламинированные или шпонированные по вашему желанию.могут использоваться в качестве межкомнатных раздвижных перегородок ...